Меню
8 (496) 27-44-146 Рузский район, поселок Космодемьянский, дом 18
Директор школы Митюхина Галина Ивановна Написать письмо

МБОУ «Космодемьянская СОШ» -   школа гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания

     

Приветствую Вас,  дорогие посетители нашего сайта!

Школьный сайт – современный информационный мостик, соединяющий нас с родителями, друзьями, партнерами, коллегами, представителями общественности, созданный для общения  всех, кого объединяет наша любимая Космодемьянская школа.

Путешествие по нашему Интернет-ресурсу дарит возможность узнать о школе с самых разных сторон, познакомиться с её историей, основными документами, различными аспектами образовательного процесса, достижениями и успехами. Я надеюсь, что это знакомство будет для всех интересным и полезным.

С уважением, директор школы Галина Ивановна Митюхина

Опрос
Удовлетворение ли Вы уровнем профессиональной подготовки педагогов школы?
Опрос
Нравится ли Вам школа, в которой учится Ваш ребёнок?
Опрос
В школе проводится много интересных мероприятий
Опрос
Считаете ли Вы, что школа имеет хорошую материально-техническую базу
Опрос
У администрации всегда можно получить ответы на вопросы по организации образовательного процесса
Главная»Проектная деятельность»Проект «Пока я помню – я живу»

Проект «Пока я помню – я живу»

Областной конкурс на лучшую организацию работы

по патриотическому воспитанию

Номинация Проект «Пока я помню – я живу» на лучшую организацию музейно-краеведческой работы

Рузский городской округ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Космодемьянская средняя общеобразовательная школа»

Автор работы Переведенцева Татьяна Ивановна

«Пока я помню – я живу»

 

2017 год

Оглавление

1.​ Введение…………………………………………………………………..4

2.​ Цель и задачи проекта……………………………………………………6

3.​ Планируемая деятельность………………………………………………7

4.​ Рабочий план реализации проекта……………………………………..12

5.​ Ожидаемые результаты………………………………………………...19

6.​ Ресурсное обеспечение проекта………………………………………..20

7.​ Риски в реализации проекта и пути их преодоления…………………21

8.​ Достигнутые результаты……………………………………………….22

9.​ Вывод……………………………………………………………………24

10.​ Дальнейшее развитие проекта………………………………………....24

11.​ Список использованной литературы…………………………………..24

12.​ Приложения……………………………………………………………..26

13.​ Отзывы о реализации проекта…………………………………… ..33-34

Проект

«Пока я помню – я живу»

 

1

Название проекта      

«Пока я помню – я живу»

2

Организация-заявитель     

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Космодемьянская средняя общеобразовательная школа» Рузского городского округа Московской области

143172 , Московская обл., Рузский р-н,

п. Космодемьянский, д.18

Телефон: +8(49627)-44-146

E-Mail: kosmodschool@yandex.ru

3

Руководитель организации-заявителя    

4

Руководитель проекта      

Переведенцева Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы высшей категории, руководитель историко-краеведческого музея «Всему начало здесь, в краю родном…»

т. 89037629418

5

Сроки   проекта

январь 2014 –май 2017 гг.

 

1. Введение

Руководствуясь Концепцией развития поликультурного образования в Российской Федерации, разработанной на основании Конституции РФ, законов РФ "Об образовании в Российской Федерации", на  основе  постановления Правительства РФ  «Патриотическое воспитание граждан РФ», Закона Московской области от 13.07.2015 № 114/2015-ОЗ «О патриотическом воспитании в Московской области» в МБОУ «Космодемьянская СОШ» для реализации многолетней поисково-исследовательской работы с обучающимися в рамках работы школьного музея «Всему начало здесь, в краю родном…» был разработан проект «Пока я помню – я живу».

Проект имеет школьный статус и ориентирован на обучающихся 1-11-х классов.

 Актуальность.

Коренные преобразования в стране конца XX — начале XXI века, определившие крутой поворот в новейшей истории России, сопровождались изменениями в социально-экономической, политической и духовной сферах общества и сознании ее граждан. Резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования патриотизма.

 Школьный музей «Всему начало здесь, в краю родном…» - эффективное средство обучения и воспитания, он создан по инициативе обучающихся и педагогов школы как результат собственной поисково-собирательной и научно-исследовательской деятельности.  Музей имеет собранные и зарегистрированные в инвентарной книге музейные предметы, приспособленное помещение и оборудование для хранения и экспонирования музейной коллекции, музейные экспозиции, Устав музея.

Профиль-историко-краеведческий. Статус «Школьный музей» присвоен 22.03.2008 года, № 2.

В музее школы обучающиеся занимаются поиском, хранением, изучением и систематизацией подлинных памятников истории, культуры, различных предметов и документов. В экспозиции представлено более 600 экспонатов. Налажено сотрудничество с Советом ветеранов, Рузским благочинием, музеями Зои Космодемьянской в д.Петрищево, с.Осиновые Гаи Тамбовской области, Донецкой общеобразовательной школой № 54 имени З.А.Космодемьянской.

Работа школьного музея имеет несколько направлений:

​ поисково-собирательское,

​ экспозиционное (оформительское),

​ экскурсионное,

​ культурно-массовое.

Содержание деятельности музея:

​ изучение документальных, вещественных свидетельств (предметов, памятников) истории;

​ описание музейных экспонатов;

​ ознакомление на основе краеведческих материалов с цепью исторических событий, в частности, событий Великой Оте​чественной войны, военных действий в Афганистане и Чечне, периода репрессий;

​ расширение представлений об образе жизни, мыслей свидетелей и участников событий разных исторических периодов жизни страны;

​ ознакомление с причинами историче​ских перемен, их следствиями, подвигами, действиями людей.

Принципы работы школьного историко-краеведческого музея.

​ Систематическая связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом.

​ Проведение научного и учебно-исследовательского поиска, включающего в себя краеведение как базу развития и деятельности школьного музея.

​ Использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных приёмов и форм учебной и внеучебной работы музейных уроков, школьных лекций, семинаров, научно-практических конференций, поисковой и проектной деятельности, шефской помощи ветеранам и др.

​ Самостоятельность, творческая инициатива обучающихся.

​ Связь с общественностью, с ветеранами войны и труда, ветеранами локальных войн, ветеранами педагогического труда.

​ Обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиции, проведении экскурсий, во всей деятельности музея.

​ Строгий учёт, правильное хранение и экспонирование собранных материалов. Организация постоянных связей с государственными музеями и архивами, их научно-методическая помощь школьному музею.

Методы организации работы:

​ словесный;

​ наглядный;

​ практический.

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

​ объяснительно-иллюстративный;

​ репродуктивный;

​ исследовательский.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся:

​ фронтальный;

​ коллективный;

​ групповой;

​ индивидуальный.

Формы организации работы с музейной аудиторией

​ лекции;

​ уроки;

​ экскурсии;

​ консультации;

​ литературные и исторические гостиные;

​ киносеансы;

​ встречи с интересными людьми;

​ исторические игры, викторины;

​ проектная и исследовательская деятельность;

​ создание видеопрезентаций;

​ посещение школьных музеев и музеев города и области;

​ оформление выставок, обновление экспозиции;

​ встречи с ветеранами войны.

Роль школьного музея в формировании личностных и метапредметных универсальных учебных действий, качеств обучающихся определяется его специфическими особенностями:

1)​ музей как панорама человеческой жизни, раскрывающая общечеловеческие и личностные ценности (взаимопомощь, сочувствие, достоинство, самоуважение); в музейных материалах представлены характеры и судьбы людей прошлого и настоящего, мотивы их поступков, модели их поведения, служащие ребенку культурными эталонами для подражания;

2)​ экспонаты музея или музейный предмет рассматриваются как продукты творческой деятельности человека, как результат его взаимодействия с окружающим миром, с другими, с самим собой в разных жизненных ситуациях;

3)​ в музее обучающийся осмысляет социальные явления и противоречия жизни, совершает внутренний акт самоопределения, изменения себя, соотнося свои взгляды, представления, ценности с нормами людей других эпох и культур, используя для этого социокультурный потенциал экспонатов, т.е.  формируется музейная культура.  

2. Цель и задачи проекта

Цель:

Использование потенциала школьного музея в образовательной и воспитательной деятельности образовательного учреждения  по формированию современного национального воспитательного идеала — высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.

Задачи.

​ приобщение обучающихся к гражданским и патриотическим ценностям;

​ изучение истории родного края;

​ сформирование у школьников ценностного отношения к Родине и родному краю;

​ обеспечение процесса гражданско-патриотического воспитания в контексте краеведческой культуры;

​ участие обучающихся в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, конференций, в научно – исследовательской деятельности;

​ овладение обучающимися самостоятельному анализу исторических событий родного края на основе гражданских и патриотических ценностей;

​ овладение различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий – основами научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой.

3. Планируемая деятельность

Проект рассчитан на 3 года (2014 -2017 гг.)  и включает 3 этапа:

I этап — подготовительный (январь – май 2014 г.)

II этап – основной (июнь 2014 – декабрь 2016 г.)

III этап – заключительный (январь – май 2017 г.)

Подготовительный этап (январь — май 2014г.)

Его основной задачей является создание условий для успешной реализации проекта.

Содержание деятельности подготовительного этапа.

1.​ Анализ состояния образовательных возможностей школьного музея. Актуализация проекта среди участников образовательного процесса. Определение круга лиц из числа преподавателей, администрации школы по руководству проектом, распределение ролей, создание временных рабочих групп.

2.​ Проведение обучающих занятий, семинаров, дискуссий, консультаций с педагогами по изучению современной теории и практики музейной педагогики с приглашением сотрудников музея Зои Космодемьянской в д.Петрищево. Знакомство с опытом работы по использованию школьных музеев в образовательном процессе в других школах Рузского района.

3.​ Поиск и привлечение партнеров к сотрудничеству в СМИ, учреждениях культуры, ветеранских организациях, учительском сообществе, Рузском благочинии.

Основной этап (июнь 2014 – сентябрь 2016 г.)

  Его основной задачей является включение ресурса музея, методов и приемов музейной педагогики в урочную, внеурочную и внешкольную деятельность в рамках реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования и ФГОС второго поколения.

Содержание деятельности основного этапа

Проведение музейных уроков.

Тематические циклы музейных уроков по возрастным категориям:

«Здравствуй, музей» (для 1-4 кл.),

«За страницами школьных учебников» (для 5-8кл.),

«Я в современном мире» (для 9-11кл.).

I. «Здравствуй, музей»

Предлагаются следующие предметы и объекты к рассмотрению:

Фотография героя.

Условия, в которых оказались люди.

Личные предметы.

Письма - свидетели жизни человека.

Одежда защитников Отечества.

Наградные документы.

Иконы.

Цель этого цикла — знакомство с отдель​ными музейными экспонатами, различны​ми предметными комплексами. Занятия носят подготовительный характер, ведут к последующему осознанию предметов и яв​лений в их историческом значении.

Темы занятий:

«О чем рассказала реликвия».

«Идет война народная».

«Рассмотри, запомни, назови».

Цель занятий данного цикла — от​ветить на вопросы: «За​чем мы храним там предметы?», «В чем вы​ражается память о людях?», «Зачем хранить эту память?», воспитать у ребенка уважи​тельное отношение к памятникам прошлого, чувство патриотизма.

II. «За страницами школьных учебников»

Формы занятий: музейный урок, урок мужества, урок-диспут, урок памяти, историческая игра, викторина, конкурс, состязание.

Темы занятий:

«История одного музейного экспоната»,

«Исповедь опаленной души»,

«Рассказы о предметах»,

«Война и дети»,

«Уроки трудных дней»,

«История храма в истории страны»,

«Наши краеведческие маршруты»,

«Маршрутами духовного краеведения»,

«Чеканные листы истории».

На занятиях обучающиеся самостоятельно анализируют исторические события, про​цессы, образ жизни и образ мыслей людей старшего поколения в связи с понятиями «патриотизм», «гражданский долг», «сыно​вья память», «преданность тем, кому ты обя​зан своим существованием».

III. «Я в современном мире»

Цель данного тематического цикла — пробудить историческое сознание, следуя логическому алгоритму: миросозерцание — мировосприятие — самосознание — миро​воззрение.

Основные направления цикла:

Система ценностей и отношение к миру.

Человек в истории Отечества и собственной судьбе.

Духовная преемственность поколений.

На занятиях данного цикла преобладают диалог, обмен мнениями, откровенный разговор, источниками которых являются музейные экспонаты, живые свидетели исторических событий.

Основу занятий составляют вопросы уча​щихся и ведущего, что позволяет вскрывать противоречивые стороны явлений, разо​браться в вопросах мировоззренческого, идеологического характера. Создаются про​блемные ситуации: «Как бы вы поступили, оказавшись в подобной ситуации?».

На занятия приглашаются люди старшего поколения (современники событий, представители творческой интеллигенции, краеведы, ветераны) через призму взглядов, отношений ко​торых учащиеся подводятся к выводу, что до​рожить высшими ценностями человека — это долг. Вопросы, предлагаемые ребятам, позво​ляют оценить свои поступки, отношения с окружающими, осознать свои чувства, пере​живания, обнаружить противоречия в себе и задуматься над вопросом: «Кто я, какой я?».

Темы занятий:

«Портрет на фоне...»,

«Исполняя свой долг...»,

«Я в современном мире...»,

«Помним?!»,

«А мы могли бы вот так погибнуть за Москву?..».

Формы занятий: диспут, дискус​сия, спор-час, публичная лекция, занятие-размышление, занятие-презентация, дело​вая и ролевая игра и др.

Для реализации направлений деятельности музея предусмотрены следующие мероприятия.

Поисково-собирательское. Это направление даёт возможность детям проявить себя в исследовательской работе, показать свои исследовательские умения. Мероприятия:

​ Сбор, систематизация, оформление материалов и документов о Герое Советского Союза Зое Анатольевне Космодемьянской, её предках, в том числе о священномученике Петре Космодемьянском, деде Зои и Александра Космодемьянских; составление родословной.

​ Написание «Книги памяти воинов, призванных с территории Космодемьянского округа». По «Книге памяти погибших, умерших и пропавших без вести воинов в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Т.15.Наро-фоминский р-н» обучающиеся составили списки погибших земляков п.Космодемьянский и окрестных сёл и деревень. Согласно этим спискам школьники ведут поиск информации о местных героях Великой Отечественной войны, оформляют исследовательские работы, делают альбомы в школьный музей и в дар родственникам погибшего.

​ Сбор, систематизация, оформление материалов и документов о местных храмах, священниках, в том числе пострадавших за веру в годы репрессий.

​ Сбор, систематизация, оформление материалов и документов о местных поэтах (Николай Дмитриев, Борис Лукин).

​ Сбор, систематизация, оформление материалов и документов о бывших усадьбах.

​ «Моя семья в истории страны», сбор, систематизация, оформление материалов и документов о членах семьи.

​ Участие в конкурсах исследовательских работ.

Экспозиционное (оформительское). Специфика музейной экспозиции заключается в том, что то или иное событие отражается в ней с помощью не только музейных предметов, но и художественных и технических средств.

Разделы экспозиции:

1.​ «История поселка Космодемьянский и окрестных деревень»,

2.​ «История местных храмов»,

3.​ «История совхоза Зои Космодемьянской»,

4.​ «Подвиг Зои Космодемьянской»,

5.​ «Николай Дмитриев»,

6.​ «История Космодемьянской школы».

7.​ Мероприятия:

-Оформление стендов

-Оформление альбомов.

-Ведение учётной книги.

-Видеопрезентации материалов.

-Съёмка фильмов.

Экскурсионное. Музейная экскурсия – форма культурно-образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре музея под руководством экскурсовода по заранее намеченной теме и специальному маршруту. Особенностью музейной экскурсии является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия, которое дополняется впечатлениями и моторного характера: осмотр с разных точек зрения, на различном расстоянии. Составлением текста экскурсии в школьном музее занимаются экскурсоводы совместно с руководителем музея.

Темы экскурсий:

​ «Подвиг Зои Космодемьянской»,

​ «История поселка Космодемьянский»,

​ «История села Богородское»,

​ «История храма Покрова Пресвятой Богородицы с.Богородское»,

​ «Осип Бове и история села Архангельского»,

​ «История наших деревень»,

​ «Наш поэт Николай Дмитриев»,

​ «История Космодемьянской школы»,

​ «История совхоза Зои Космодемьянской»,

​ «Наши земляки, погибшие за Родину»,

​ видеоэкскурсия «Её подвиг в наших сердцах».

Культурно-массовая работа. Одним из основных критериев в оценке работы музея является разнообразие форм культурно - массовой работы: проведение встреч с участниками Великой Отечественной войны, выдающимися деятелями науки, культуры и искусства, беседы, викторины, агитбригады, тематические беседы, тематические вечера, устные журналы, праздники, Вахты памяти, конкурсы.

Мероприятия.

1.​ «Посвящение в космодемьянцы».

Ежегодное мероприятие, проходящее 29 ноября, в день гибели Зои Космодемьянской. На торжественной линейке в музее Зои Космодемьянской в д.Петрищево при участии членов совета ветеранов Рузского района, представителей районной администрации выступают старшеклассники, рассказывают о подвиге Зои Космодемьянской, потом обучающиеся 2 класса дают клятву, им вручается Паспорт космодемьянца.

2.​ Выступление Агитбригады «Мы живые - наш черёд», написаной на местном краеведческом материале.

3.​ День памяти Зои Космодемьянской.

4.​ Операция «К нам пришел ветеран».

5.​ Праздник «Дети — ветеранам войны» (к 9 Мая).

6.​ День открытых дверей «В музей всей се​мьей».

7.​ Итоговая выставка в конце учебного года «О чем рассказал экспонат», «Мой подарок музею».

8.​ Встречи обучающихся школы с ветеранами войны и труда.

9.​ Конкурс рисунков, посвященных 23 февраля и 9 Мая, «Открытка ветерану».

10.​ Экспедиция по местам боев наших зем​ляков.

11.​ Участие в Вахте памяти.

12.​ Совместные мероприятия с Рузским благочинием согласно плану сотрудничества.

13.​ День новомучеников и исповедников Российских.

14.​ Конкурс «Мой музей», «Виртуальная экскурсия».

15.​ Краеведческие чтения.

Содержание деятельности заключительного этапа.

1.​ Подведение итогов, обмен опытом участников проекта на заседаниях Совета музея, методического совета, ШМО, рабочих группах.

2.​ Проведение конференции «Итоги реализации проекта «Пока я помню - я живу».

3.​ Оформление продуктов проекта:

​ Презентация итоговых материалов проекта в Интернете и СМИ.

​ Сборник лучших разработок экскурсий, музейных уроков, уроков Мужества, классных часов, интегрированных уроков по проблематике проекта.

​ Сборник методических разработок по музейной педагогике.

4.Разработка Программы развития школы и музея с учётом итогов выполнения проекта.

4. Рабочий план реализации проекта

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Подготовительный этап (январь – май 2014 г.)

1.

Изучение нормативных документов, федеральных, региональных, муниципальных, разработка нормативной базы, пакета нормативных документов 

Январь – февраль

2014 г. 

Администрация школы 

2.

Анализ состояния образовательных возможностей школьного музея

Январь 2014 г.

Переведенцева Т.И.

3.

Педагогический совет «О реализации проекта «Пока я помню – я живу»

Февраль 2014г.

Администрация школы 

4.

 Создание временных рабочих групп.

Февраль

 2014 г.

Чиповая Н.А.

Переведенцева Т.И.

5.

Актуализация проекта среди участников образовательного процесса через проведение обучающих занятий, семинаров, дискуссий, консультаций с педагогами по изучению современной теории и практики  музейной педагогики с приглашением сотрудников музея им.Зои Космодемьянской

Февраль  — май 2014 г. 

Чиповая Н.А.

Переведенцева Т.И.,

совет музея

6.

Изучение опыта работы по использованию школьных музеев в образовательном процессе в других школах Рузского района, регионах России

Март – май 2014 г.

Переведенцева Т.И.,

совет музея 

7.

Поиск и привлечение партнеров к сотрудничеству в СМИ, учреждениях культуры, ветеранских организациях, учительском сообществе, Рузском благочинии

Февраль – май 2014 г.

Чиповая Н.А.

Переведенцева Т.И.

Основной этап (июнь 2014 – декабрь 2016 г.)

Начальное общее образование

8.

Экскурсия для первоклассников «Здравствуй, музей»

Сентябрь

ежегодно

Переведенцева Т.И.

экскурсоводы,

учитель 1 класса

9.

Проведение уроков «История России в музейных предметах» по учебному предмету «Окружающий мир»

По учебному плану

Учителя начальных классов

10.

Проведение уроков по учебным предметам «Изобразительное искусство» и «Технология» с использованием музейных предметов

По учебному плану

Учителя начальных классов

11.

Музейные уроки для учащихся 1-4 классов «О чём нам рассказал музейный экспонат» с использованием игровой технологии

Февраль 2014 -2016 гг.

Переведенцева Т.И.,

экскурсоводы,

учителя начальных классов

12.

Посвящение в космодемьянцы

29 ноября, ежегодно

Чиповая Н.А.,

Переведенцева Т.И.,

Совет музея,

учителя второго класса

13.

Тематическая экскурсия «Её имя в наших сердцах» (о подвиге Зои Космодемьянской)

Сентябрь 2014 – 2017 г.г.

Переведенцева Т.И.,

экскурсоводы,

учителя начальных классов

14.

Конкурсы рисунков «Музей глазами детей»

Октябрь, ноябрь 2014 – 2016 г.г.

Переведенцева Т.И.,

учитель изобразительного искусства, учителя начальных классов

15.

Встречи с ветеранами войны, тружениками тыла, труда.

Февраль, май 2014 – 2016 гг.

Переведенцева Т.И.,

учителя начальных классов

16.

Дети войны: помним, чтим, благодарим  (устный журнал «22 июня 1941 г.»)

Июнь 2014 – 2017 гг.

Переведенцева Т.И.,

экскурсоводы, учителя начальных классов

17.

Битва за Москву (устный журнал)

Декабрь2014 – 2016гг.

Переведенцева Т.И.,

экскурсоводы,

учителя начальных классов

18.

Музейные уроки в рамках реализации внеурочной деятельности «Рассмотри, запомни, назови».

Сентябрь, май 2014 – 2016 гг.

Переведенцева Т.И.,

экскурсоводы,

учителя начальных классов

19.

Участие в Вахте Памяти, посвящённой Дню Победы

Май 2014- 2016 г.г.

Чиповая Н.А.,

Переведенцева Т.И.,

совет музея,

учителя начальных классов

20.

Проведение уроков «Государственные символы России» по предмету «Окружающий мир»  с использованием хранящихся в музее флагов, знамён, гербов, денежных знаков, почтовых конвертов и открыток, атрибутов военного обмундирования

По учебному плану

Переведенцева Т.И.,

совет музея,

учителя начальных классов

21.

Классные часы в музее «Семейные реликвии» с участием родителей

По планам воспитательной работы

Переведенцева Т.И.,

совет музея,

учителя начальных классов

22.

Музейный урок «Защитники земли русской в моей семье»

Февраль 2014 – 2016 гг.

Переведенцева Т.И.,

совет музея,

совет музея,

учителя начальных классов

23.

Сюжетно-ролевая игра с использованием предметов военного обмундирования «Солдат молоденький, в пилотке новенькой…»

Апрель2014, 2016 гг.

Переведенцева Т.И.,

совет музея,

учителя начальных классов

24.

Конкурс антивоенных рисунков ко Дню защиты детей «Пусть всегда будет мир»

Июнь 2014 – 2016гг.

учитель изобразительного искусства,

учителя начальных классов

Основное общее образование

25.

Музейный урок «История одного музейного экспоната»

Октябрь2014 – 2016 гг.

Переведенцева Т.И.,

экскурсоводы,

классные руководители

26.

Урок Мужества «Листая истории славной страницы»

Декабрь 2015 г.

Переведенцева Т.И.,

совет музея,

27.

Проект экскурсии «Новомученики Рузского края»

Апрель – май

2015 – 2016 гг.

Переведенцева Т.И.,

совет музея,

экскурсоводы

28

Классные часы в музее  «История моей семьи в истории страны  » с участием родителей

Ноябрь, декабрь 2015, 2016 гг.

Переведенцева Т.И.,

совет музея,

классные руководители

29.

Встречи с ветеранами

ноябрь, май 2014-2016г г.

Чиповая Н.А.
Переведенцева Т.И.,

совет музея,

30.

Исследовательская работа «История сельского храма» на межрегиональный конкурс «Открытие»

Сентябрь - апрель

2016-2017г г.

Переведенцева Т.И.,

совет музея,

Лукьянова В.

31.

Создание виртуальных экскурсий

В течение всего периода

Переведенцева Т.И.,

совет музея,

32.

Обновление экспозиций школьного музея, введение новых художественных решений

Октябрь – ноябрь 2014- 2016 гг.

Переведенцева Т.И.,

совет музея,

33.

Музейный урок русского языка «Наши памятники архитектуры»

Октябрь 2014 – 2016 гг.

Переведенцева Т.И.,

совет музея,

учителя русского языка

34.

Исследовательская работа «Подвиг нашего земляка» на Всероссийский конкурс «Отечество»

Май 2016 г.- ноябрь 2016 г.

Переведенцева Т.И.,

совет музея,

Шам А.

35.

Исследовательская работа «Наш поэт Борис Лукин» на межрегиональный конкурс «Открытие»

Май 2016 г.- май 2017 г.

Переведенцева Т.И.,

совет музея,

Кожарова М.

36.

Разработка и проведение устного журнала «Великие вехи ПОБЕДЫ. Битва под Москвой. Сталинградская битва. Курская битва. Битва за Берлин».

Сентябрь – ноябрь 2014 г.

Переведенцева Т.И.,

совет музея,

37.

Дискуссия для учащихся 9-х классов «В жизни всегда есть место подвигу!?». Анкетирование учащихся, соц. опрос

Январь 2015 г.

Переведенцева Т.И.,

совет музея,

классные руководители

38.

Круглый стол «Есть такая профессия – Родину защищать»

Февраль 2015г.

Чиповая Н.А.,

Переведенцева Т.И.,

совет музея,

классные руководители

39.

Литературный конкурс «Моя семейная реликвия»

Октябрь-декабрь 2016г.

Переведенцева Т.И.,

учителя русского языка и литературы.

40.

Интегрированные уроки истории, литературы, музыки и изобразительного искусства «Вклад искусства в победу в Великой Отечественной войне»  с использованием музейного материала

По учебному плану

Учителя – предметники,

Переведенцева Т.И.,

совет музея

41.

Литературный конкурс «Лето Господне»

Декабрь 2016г.

Переведенцева Т.И.,

учителя русского языка и литературы.

42.

Участие в акции «Ожившие письма»

Июнь 2016г.

Переведенцева Т.И.,

совет музея

43.

Исследовательская работа «История сельского храма в истории страны» на региональный конкурс «Родному Подмосковью посвящается»

Сентябрь- октябрь 2015г.

Переведенцева Т.И.,

совет музея,

Еремин С.

44.

Участие в региональном этапе конкурса детского творчества «Их подвиг будут помнить потомки», посвящённого 75-летию битвы под Москвой

Сентябрь-ноябрь 2016г.

Переведенцева Т.И.,

совет музея,

Смоколова Д.

Среднее (полное) общее образование

45.

Разработка и проведение тематической экскурсии «К 75-летию Битвы под Москвой».

Сентябрь –декабрь 2016 г.

Переведенцева Т.И.,

совет музея,

экскурсоводы

46.

Участие в конкурсе «Мой музей»

октябрь 2014 - 2016 г г.

Переведенцева Т.И.,

совет музея

47.

Создание электронной базы фонда музея

Сентябрь -декабрь

2016 г.

 Переведенцева Т.И.,

совет музея

48

Диспут «А мы могли бы вот так погибнуть за Москву?»

Ноябрь 2016г.

Переведенцева Т.И.,

совет музея,

классные руководители

49.

Агитбригада «Мы живые -наш черёд»

В течение всего периода

Переведенцева Т.И.,

Щеглова С.В.

50.

Участие в проведении Дня памяти Зои Космодемьянской

Сентябрь, ноябрь 2014-2016гг.

Чиповая Н.А.,

Переведенцева Т.И.,

совет музея,

классные руководители

51.

Участие в программе «Субботний вечер с Сергеем Брилёвым»

Ноябрь 2016г.

Елагина Н.В.,

совет музея

52.

Исследовательская работа «История семьи в истории страны»  на музейных материалах

май – декабрь 2015 г.

Переведенцева Т.И.,

совет музея,

Фролова Д.

53.

Создание «Книги Памяти воинов, призванных с территории Космодемьянского округа».

Сентябрь-декабрь 2016г.

Переведенцева Т.И.,

совет музея

54

Участие в региональном этапе конкурса детского творчества «Их подвиг будут помнить потомки», посвящённого 75-летию битвы под Москвой

Сентябрь-декабрь 2016г.

Переведенцева Т.И.,

совет музея,

Суворов А.

55.

Конкурс сочинений «Моё родное Подмосковье»

Сентябрь-октябрь 2016г.

Переведенцева Т.И.,

совет музея,

Суворов А.

56.

Круглый стол совместно с обучающимися МБОУ «Дороховская СОШ» и МБОУ «Кожинская СОШ», посвященный 75-летию Битвы под Москвой

Декабрь 2016г.

Елагина Н.В.,

совет музея

Заключительный этап (январь – май 2017 г.) 

57.

Анализ результатов выполнения проекта.

Январь

2017 г.

 

58.

Проведение педагогического совета по итогам реализации проекта и определению перспектив дальнейшего использования ресурса школьного музея в образовательном процессе

Февраль

2017 г.

Чиповая Н.В.,

Переведенцева Т.И.,

рабочая группа

60.

Проведение конференции «Итоги реализации проекта «Пока я помню – я живу»

Март 2017 г.

Чиповая Н.В.,

Переведенцева Т.И.,

рабочая группа

61.

Освещение итогов проекта в СМИ и на сайтах школы и музея

Январь-май 2017 г.

Переведенцева Т.И.,

совет музея

62.

Моздание сборника лучших разработок экскурсий, музейных уроков, уроков Мужества, классных часов, интегрированных уроков по проблематике проекта

Январь-май 2017 г.

Переведенцева Т.И.,

совет музея,

педагоги

63.

Представление опыта работы на региональной конференции в АСОУ.

Декабрь 2016 г.

Переведенцева Т.И.

5. Ожидаемые результаты проекта

В обучающей сфере – приобретение обучающимися глубоких знаний по истории Рузского городского округа, Московской области и страны, умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с историей России в целом, видеть неразрывную связь истории родного края с историей России.

В воспитательной сфере – воспитание у учащихся чувства уважения к истории родного края, гордости за его славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость, строившими наш посёлок, достижение обучающимися высокого уровня патриотического сознания, основанного на знании и понимании истории края.

В развивающей сфере – достижения обучающимися высокого уровня умений и навыков по самостоятельной работе по профилю музея – выработка этих умений в процессе поиска, научно-музейной обработки, учета, описания, классификации предметов музейного значения, учений по организации и проведению экскурсий по экспозициям музея, по проведению мероприятий по профилю музея на внутришкольном (выставки, конкурсы, тематические часы) и межшкольном (семинары, конкурсы) уровнях; развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ по профилю музея; развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания и вообще – в сфере развития высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников.

С помощью системы разработанных критериев отслеживается ход выполнения проекта в конце каждого календарного года и по завершению проекта.

 

Критерии

Показатели

количественные

качественные

Проектная и исследовательская деятельность учащихся на музейных материалах

4 проекта

4 исследовательские работы обучающихся

Призовые места на муниципальном, региональном и Всероссийском уровнях

Пополнение фонда музея

Личные вещи, фото и архивные документы, боевые награды

Количество подлинных документов и предметов

Экскурсионно-массовая работа

Записи в книге учёта проведённых мероприятий

 Записи в книге отзывов. Публикации в СМИ. Благодарственные письма, грамоты.

Экспозиционно-выставочная деятельность

Участие в конкурсах «Мой музей», «Виртуальная экскурсия»

Призовые места в смотрах-конкурсах музеев образовательных учреждений

Методическая помощь учителям-предметникам и классным руководителям

Cеминар-практикум «Музейная технология  как ресурс реализации новых ФГОС»

 Консультации по проведению классных часов «Поклонимся великим тем годам», «Наш Бессмертный полк» и др. 

Результаты анкетирования.

Отзывы коллег, обучающихся, родителей.

6. Ресурсное обеспечение

1. Кадровое обеспечение.

Координацию деятельности по реализации Проекта осуществляет руководитель образовательного учреждения, руководитель музея и Совет школьного музея.

Совет школьного музея:

- периодически рассматривает ожидаемые результаты, уточняет механизм реализации Проекта;

- координирует взаимодействие исполнителей и обмен опытом их работы;

- разрабатывает рекомендации и предложения по повышению эффективности реализации Проекта.

2. Материально-техническое обеспечение.

Кабинет, оборудованный стендами, оснащенный современной компьютерной техникой, банком электронных носителей информации, необходимой мебелью, канцелярскими принадлежностями.

В школьной библиотеке имеется научно-популярная, справочная и художественная литература, которая пополняется ежегодно.

7.Риски в реализации проекта и пути их преодоления

Возможные риски

Пути решения

Недостаточная психологическая подготовленность педагогов к использованию в урочной и внеурочной деятельности ресурсов музея

Поддержание мотивации педагогов. Деятельность по подготовке и повышению квалификации педагогов. Работа психолога школы.

При формальном отношении к реализации проекта обучающиеся воспримут его как обычный ряд мероприятий, и ожибаемые результаты достигнуты не будут

Внедрить разнообразные технологии для правильной и полной реализации настоящего проекта.

Недостаточное научно-методическое обеспечение проекта

Установление партнёрских отношений с Рузским краеведческим музеем

8. Достигнутые реультаты.

В ходе реализации проекта «Пока я помню – я живу» обучающие изучали историю родного края, что способствовало их приобщению к гражданским и патриотическим ценностям, формированию ценностного отношения к Родине и родному краю, достижению достаточного уровня умений и навыков по самостоятельной работе по профилю музея. Были подготовлены и представлены исследовательские работы различной тематики

​ на конкурс исследовательских краеведческих работ «Отечество»:

2015г. – «История страны в родословной семьи» (победитель муниципального, регионального этапов, дипломант заключительного этапа)

2016г.- «Боевой путь моего земляка» (призёр муниципального этапа);

на Всероссийские краеведческие чтения и региональный конкурс «Родному Подмосковью посвящается»:

2014 -2015г. – «История сельского храма в истории страны» (победитель регионального конкурсо «Родному Подмосковью посвящается»),

​ на муниципальные краеведческие литературные чтения:

2015г.- «Наш поэт Борис Лукин» (призёр муниципальных краеведческих литературных чтений);

​ на конкурс «Военная история»:

2015г. – «Подвиг учительницы»;

​ на конкурс исследовательских работ по православной тематике:

2015г.- «Трагическая судьба священников храма Покрова Пресвятой Богородицы с.Богородское».

Члены совета школьного музея приняли участие в передаче «Субботний вечер с Сергеем Брилёвым» о подвиге Зои Космодемьянской, где высказали своё мнение о неоспоримости подвига героини (ноябрь 2016г).

Обучающиеся вместе с руководителем музея разработали и подготовили экскурсии в историко-краеведческий музей «Всему начало здесь, в краю родном…», самостоятельно ведут учёт экспонатов и описание музейных предметов. За 3 года количество экспонатов увеличилось с 461 до 610. Ежегодно обучающие школы принимают участие в конкурсах «Мой музей» и «Виртуальная экскурсия». Составлена, записана виртуальная экскурсия и представлена на смотре-конкурсе музеев, комнат боевой славы образовательных организаций в Московской области, посвящённном 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, «Её имя в наших сердцах» о подвиге З.А.Космодемьянской. Разработаны мультимедийные презентации, дающие возможность проводить тематические виртуальные экскурсии. Оформлены альбомы о местных поэтах. Начата работа над «Книгой Памяти воинов, призванных с территории Космодемьянского округа». По «Книге памяти погибших, умерших и пропавших без вести воинов в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Т.15.Наро-фоминский р-н» обучающиеся составили списки погибших земляков п.Космодемьянский и окрестных сёл и деревень. Согласно им школьники ведут поиск информации о местных героях Великой Отечественной войны, оформляют исследовательские работы, делают альбомы в школьный музей и в дар родственникам погибшего. Участвовали в акции «Ожившие письма», озвученная запись последнего письма С.Н.Зубрилина передана его племяннице.

Разработаны маршруты духовного краеведения к местным храмам – архангела Михаила в с. Архангельское, Покрова Пресвятой Богородицы в с. Богородское.

Налажено сотрудничество (2015г.) с Донецкой школой №54 им. Зои Космодемьянской. В 2016 году оформлена и открыта новая экспозиция в музее.

Развиваются творческие способности обучающихся. Результат – участие в конкурсах сочинений краеведческой тематики:

​ конкурс сочинений «Моё родное Подмосковье»

2016г. – «Тема Родины в лирике Николая Дмитриева» (победитель муниципального этапа);

​ Международный детско-юношеский литературный конкурс имени Ивана Шмелёва «Лето Господне»:

2016г. – «Новомученик Пётр Космодемьянский»;

 

​ 2-ой открытый конкурс «Их подвиг будут помнить потомки», посвященный 75-летию Победы в Битве под Москвой:

2016г.- «Подвиг его бессмертен в наших сердцах»;

конкурс сочинений «Моё родное Подмосковье»:

2014г.- «Поэт Николай Дмитриев» (победитель муниципального этапа);

а также в конкурсах фоторабот:

2015г.- «Моя малая Родина» (победитель муниципального этапа),

2014г. – «В России столько красоты» (призёр всероссийского конкурса).

Ежегодно обучающие школы участвуют в Вахтах Памяти, в акции «Бессмертный полк», в Днях памяти Зои Космодемьянской.

29 ноября, в день гибели Зои Космодемьянской, проходит мероприятие для второклассников «Посвящение в космодемьянцы» с участием членов совета музея.

Проходят культурно-массовые мероприятия в музее, а также встречи с ветеранами, писателями и поэтами.

Регулярнее учителя школы проводят музейные уроки с участием руководителя школьного музей и членов совета музея, используют музейные предметы и мультимедийные презентации во внеурочной деятельности и внеклассной работе.

Опыт работы по реализации проекта «Пока я помню – я живу» представлен на региональной конференции в АСОУ в декабре 2016г.

9. Вывод.

Данный проект позволил привлечь обучающихся к изучению истории родного края, сформировывать у школьников ценностное отношение к Родине и родному краю, приобщить их к гражданским и патириотическим ценностям. Реализация проекта «Пока я помню – я живу» обеспечила процесс гражданского воспитания в контексте краеведческой культуры.

Обучающиеся участвовали в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции школьного историко-краеведческого музея «Всему начало здесь, в краю родном…», проведении экскурсий, конференций, в исследовательской деятельности, овладевали навыками самостоятельного анализа исторических событий родного края на основе гражданских и патриотических ценностей, а также приёмами краеведческой и музейной профессиональной деятельности, основами научных дисциплин, не предусмитренных школьной программой.

В результате реализации проекта осуществлялось тесное взаимодействие с родителями, социальными группами и учреждениями Рузского городского округа.

10.Дальнейшее развитие проекта

По окончании периода реализации проекта «Пока я помню – я живу» предполагается сохранить и расширить достижения данного проекта.

Планируется: 

​ Вовлечь большее количество обучающихся в работу школьного музея.

​ Расширять экспозиции. 

​ На базе школьного музея проводить семинары, круглые столы, диспуты, экскурсии для обучающихся, учителей, родителей.

​ Продолжить исследовательскую деятельность. 

​ Установить связи с другими школьными музеями, обмениваться опытом. 

​ Создать электронную базу о наиболее ценных экспонатах школьного музея.

​ Продолжить разрабатывать серию мультимедийных презентаций, дающих возможность проводить тематические виртуальные экскурсии.

11.Список использованной литературы.

1.​ Артемов, Е. Г. Музейно-педагогические технологии / Е. Г. Артемов — СПб.: ФГУК ГМПИР, 2006.

2.​ Казанцева В. В. Музейная педагогика как технология в школьном историческом образовании // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015.

3.​ Кетова Л.М., Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология, «Человек в мире культуры», №4, 2012.

4.​ Столяров Б.А. Музейная педагогика: история, теория, практика. - М.: Высшая школа, 2004.

12. Приложения.

Приложение 1

Шам Алина записывает в книгу учёта новый экспонат, октябрь 2015г.

Приложение 2

Экскурсия в школьном историко-краеведческом музее «Всему начало здесь, в краю родном…», ноябрь 2015г.

Приложение 3.

Классный час в 7 классе «Бессмертный полк», декабрь 2014г.

Приложение 4.

Музейный урок в 7 классе по духовному краеведению Подмосковья

«Наши краеведческие маршруты», апрель 205г.

Приложение 5.

Посвящение в космодемьянцы, д.Петрищево, Музей Зои Космодемьянской, 29 ноября 2016г.

Приложение 6.

Открытие экспозиции «Донецкая школа №54 имени З.А.Космодемьянской»,

сентябрь 2016г.

Приложение 7.

Фролова Дарья (крайняя справа), победитель регионального этапа конкурса исследовательских работ «Отечество» в номинации «Родословие», декабрь 2015г.

Приложение 8.

Отзывы о реализации проекта.

Отзыв о реализации проекта от Центра детского творчества г.Рузы.

Приложение 9.

Справка о реализации проекта от директора МБУК РМР ВИМ «Музей Зои Космодемьянской» О.В.Поляковой.

Директор школы Митюхина Галина Ивановна Написать письмо

МБОУ «Космодемьянская СОШ» -   школа гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания

     

Приветствую Вас,  дорогие посетители нашего сайта!

Школьный сайт – современный информационный мостик, соединяющий нас с родителями, друзьями, партнерами, коллегами, представителями общественности, созданный для общения  всех, кого объединяет наша любимая Космодемьянская школа.

Путешествие по нашему Интернет-ресурсу дарит возможность узнать о школе с самых разных сторон, познакомиться с её историей, основными документами, различными аспектами образовательного процесса, достижениями и успехами. Я надеюсь, что это знакомство будет для всех интересным и полезным.

С уважением, директор школы Галина Ивановна Митюхина